Главная Форумы Разное Где открыть мою тему… События 23 июля 1812 г.

Просмотр 3 сообщений - с 1 по 3 (из 3 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #1221581
    Аноним
    Гость

    Сражение у деревни Салтановка 7-го пехотного корпуса русской армии под командованием генерал-лейтенанта Раевского с 1-м французским корпусом маршала Даву.

    2-я Западная армия генерала Багратиона оказалась под угрозой обхода с тыла двумя корпусами наполеоновской армии 5-м польским под командованием князя Понятовского, и 8-м вестфальским под командованием генерала Вандамма. Путь соединения с 1-й Западной армией Барклая-де-Толли через Минск был блокирован 1-м армейским корпусом маршала Даву, поэтому армия Багратиона вынуждена была искать путь на сближение с 1-й армией через Могилев. К этому городу, чтобы отрезать Багратиона от Барклая, были направлены части корпуса Даву.

    Князь Багратион рассчитывал подойти к Могилеву чуть раньше Даву и с боями пробиться к 1-й Западной армии. Еще 18 июля из Бобруйска в Могилев был направлен корпус генерала-лейтенанта Раевского с авангардом из казачьего отряда полковника Сысоева 3-го и драгунской бригады генерал-майора Сиверса. 19 июля к Могилеву выступили остальные силы 2-й Западной армии.

    21 (9) июля наш авангард оттеснил передовой отряд французов от Салтановки к Могилеву, у которого маршал Даву 20 (8) июля сосредоточил 28 тысяч своих войск, а вечером 21 (9) июля выдвинул свой авангард к деревне Дашковке. 22 (10) июля авангард корпуса генерала Раевского (под командой полковника Глебова 1-го) и авангард генерал-адъютанта Васильчикова оттеснили французский авангард от Дашковки на их главную позицию у Салтановки.

    23 (11) июля Багратион приказал генералу Раевскому, в распоряжении которого находилось всего лишь 15 тысяч человек, атаковать укрепленные позиции французов у Салтановки. Остальные войска 2-й Западной армии находились в этот момент в одном переходе позади 7-го пехотного корпуса и только направлялись к Дашковке.

    #2000700
    Аноним
    Гость

    Позиция маршала Даву левым флангом упиралась в Днепр, а правым флангом и фронтом в ручей у Салтановки, текущий через глубокую болотистую долину, перед которой и располагались деревни Фатова и Салтановка. В районе деревень ручей образовывал запруды, через которые можно было перебраться только по узким греблям (плотинам). Мост у Салтановки был загражден, а плотина у Фатова перекопана французами. Перед фронтом войск Даву и к правому флангу тянулись обширные леса.

    Пять батальонов французов, с резервом в четыре батальона, занимали передовые позиции на постоялом дворе у деревни Салтановка и мельницу у Фатова. У деревни Селец, в трех верстах позади, были расположены три полка 5-ой пехотной дивизии генерала Компана и дивизия кирасир. Дорогу к Могилеву прикрывал «Легион Вислы» — эта польская дивизия под командованием французского генерала Клапареда входила в состав наполеоновской гвардии.

    Авангард русского 7-го пехотного корпуса под началом полковника Глебова 1-го, в составе 6-го и 42-го егерских полков, оттеснил из леса передовые части французов. Под прикрытием авангарда генерал Раевский построил свой войска в боевой порядок на северной опушке леса, напротив фронтальной части французской позиции. 26-я пехотная дивизия генерал-майора Паскевича заняла левый фланг у деревни Фатова, а 12-я пехотная дивизия генерал-майора Колюбакина — на правом фланге у деревни Салтановка. Центр остался за авангардом полковника Глебова 1-го.

    Первая атака русских войск на Салтановку была отбита французами. Части 12-й пехотной дивизии не смогли взять мост через ручей. После этого 26-я пехотная дивизия произвела вторую атаку на деревню Фатова. Вытеснив французов из домов на правом берегу ручья, солдаты прорвались на противоположный берег, но подоспевший резерв французов оттеснил их обратно.

    Генерал Паскевич попытался обойти правый фланг французов и передовые части его 26-ой пехотной дивизии достигли деревни Селец, но несколько батальонов французов бросились в лес, чтобы отрезать авангард от основной части дивизии, и это заставило русских отступить.

    В это время генерал Раевский, по звукам выстрелов решивший, что 26-я пехотная дивизия подается вперед, приказал 12-й пехотной дивизии снова атаковать мост у Салтановки. Смоленский пехотный полк, направленный в атаку, заметил неприятельскую колонну, перешедшую ручей ниже моста, стремительно атаковал французов и опрокинул их в болото.

    Пока смоленцы атаковали французов, князь Раевский получил донесение от Паскевича о невозможности обойти правый фланг неприятеля, а также узнал от пленных, что впереди стоят три французских пехотных дивизии и две кавалерийских, а за ними, в Могилеве, остальные войска маршала Даву. Осознав невозможность прорваться к Могилеву с имеющимися у него силами, генерал Раевский прекратил атаки и приказал своему корпусу отступать. 7-й пехотный корпус, преследуемый противником до деревни Новоселок, отступил в полном составе к деревне Дашковке. К ночи 23 июля сюда подошли остальные части 2-й Западной армии.

    #2000702
    Аноним
    Гость

    После сражения у Салтановки князь Багратион понял невозможность пробиться через Могилев к 1-й Западной армии, что заставило его искать возможность соединения с ней через Мстиславль на Смоленск.
    В сражении у деревни Салтановка отличились:

    Командир 12-й артиллерийской бригады, подполковник Саблин — «устроил из шести легких орудий батарею, командовал ею и верными выстрелами удержал стремление на эту батарею». Артиллерийская рота подполковника Саблина потеряла в этом сражении выбывшими из строя 54 нижних чина и 73 лошади и до тех пор, пока не привели других лошадей для вывоза орудий, артиллеристы подполковника Саблина при сильном нападении неприятеля защищались прибойниками и не потеряли ни одного орудия. Алексопольского пехотного полка майор Шабер — «опрокинул своим батальоном начинавших обходить наш левый фланг неприятельских стрелков и колонну в лесу».

    Рядовой Нижегородского пехотного полка Иван Кандиоти — «первым врезался при атаке в неприятельскую колонну, взял неприятельское знамя, но оно было отбито превосходными силами неприятеля».

    Поручик Новоингерманландского пехотного полка Жуховский — «кинувшись со взводом на неприятеля, покушавшегося отбить наши орудия, не только прогнал его, но, вырвал у французского солдата ружье, заколол им оного».

    Подпрапорщик Полтавского пехотного полка Корней Жиян — «выручил своим штыком раненого шефа полка, полковника Либгарда, из плена». Подпрапорщик Григорий Трофимов этого же полка — «спас двух офицеров из плена, заступил в стрелках раненого офицера, первый побежал к французской батарее и переранил ружейными выстрелами многих ее артиллеристов; заставил напоследок эту батарею умолкнуть и облегчил этим атаку нашей колонны, во главе которой прежде всего бросился на неприятеля и два раза отнимал у него знамя, отбитое напоследок неприятелем».

    Майор Смоленского пехотного полка Мацкевич — «когда полковник Рылеев и майор Шенгелидзев были ранены, а майор Шевелев был убит, вступил в командование полком и, перебежав с полком через мост, поражал неприятеля за заборами и за плетнями».

    Капитан 6-го егерского полка Бергер — «когда командир батальона, майор Старов 2-й, был ранен, командовал батальоном».

    Майор 42-го егерского полка Сытин «будучи ранен, перевязал рану и оставался в строю до конца сражения»; майор Хвицкой из этого же полка «будучи ранен в левую руку, перевязал рану и вступил в бой, во время которого вновь ранен в бок и в плечо».

    Майор запасного батальона 42-го егерского полка Желтов — «прикрывал правый фланг, занимал опушку леса и не допускал неприятеля, имевшего намерение обойти»; юнкер Белой — «при отступлении из леса, поразил штыком четырех неприятельских стрелков, напавших на майора Синицына (командир батальона), и спас его жизнь»; унтер-офицер Евстигнеев этого же полка — «будучи в охотниках, пробился сквозь неприятельских стрелков».

    В запасном батальоне 5-го егерского полка отличились: капитан Подстригин и штабс-капитан Артюхов — «рассыпавши роты, с отличною храбростию действовали против неприятеля и собою подавали пример нижним чинам и заставили неприятельских стрелков ретироваться»; прапорщик Раевский — «находился всегда впереди стрелков, а во время атаки на штыках стремился впереди колонны; он первый бросился в середину неприятеля и последний отступил назад»; портупей-юнкера Венедиктов и Раевский — «находясь в стрелках, с отличным мужеством действовали на неприятеля, чем подали пример и подчиненным; из коих первый ранен картечью».

    Прапорщик Киевского драгунского полка Стасенко — «будучи отряжен с фланкерами полка для прикрытия левого фланга нашей боевой линии, отражал неприятеля и отбил захваченных им в плен 1 барабанщика и 13 стрелков».

    Легкой №47 роты 26-й артиллерийской бригады штабс-капитан Семенов — «командуя четырьмя орудиями и находясь под сильным огнем неприятельских стрелков, подбил два неприятельских орудия»; поручик Карачаров — «при обходе неприятелем нашего левого фланга, картечным огнем своих двух орудий, и при содействии подоспевшего Полтавского пехотного полка, заставил отступить неприятельскую колонну».

    Награжден орденом св. Георгия 4-й ст. подполковник 12-й артиллерийской бригады Саблин.

    Князь Багратион назначил нижеследующее число знаков отличия Военного Ордена: Киевскому драгунскому полку — 12, Ахтырскому гусарскому полку — 2, Алексопольскому, Ладожскому, Нижегородскому, Орловскому пехотным, 6-му и 42-му егерским полкам — каждому по 40; Полтавскому и Смоленскому пехотным полкам — каждому по 38; 12-й артиллерийской бригады ротам: батарейной №12 и легкой №22 — по 5 каждой; легкой №23 — 10; 26-й артиллерийской бригады ротам: батарейной №26 — 1, легкой №47 — 8, легкой №48 — 7.

    Потери русских войск в сражении 23 (11) июля при деревне Салтановка.

    Убиты: в Алексопольского пехотном полку майор Иван Подпрятов 2-й, капитаны Никита Гористов и Григорий Пауков. В Нижегородском пехотном полку капитан Сазонов и поручик Гаркушенков. В Орловском пехотном полку: штабс-капитан Белицкий, прапорщики Васич и Калиновский. В Смоленском пехотном полку: майор Максим Шевелев, поручик Феофил Загурский 2-й. В 42-го егерском полку: штабс-капитаны Григорий Сошальский, Александр Саварский, поручик Тимофей Ерофеев, прапорщик Андрей Комлин. В 12-й артиллерийской блигаде капитан Петр Можаров (15 июля умер от ран). В Легкой №48 роте 26-й артиллерийской бригаде подпоручик Николай Волков.

    Пропали без вести: Майор Нижегородского пехотного полка Скибиневский и прапорщик Орловского пехотного полка Козмин. (Майор Скибиневский, получив четыре тяжелые раны и будучи оставлен на поле сражения в числе убитых, был взят французами в плен и, при занятии нами города Могилева в ноябре 1812 года, освобожден и награжден орденом св. Владимира 4-й степени с бантом.)

Просмотр 3 сообщений - с 1 по 3 (из 3 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.